Схема расположения мест и меню

Джазовые Пароходы


50 лет назад в 1967 году президент джаз - клуба "Квадрат" Натан Лейтес организовал первый в стране «джазовый пароход», на котором собрались музыканты и члены клуба. Джаз на пароходах музыканты стали играть в начале прошлого века ещё во времена Луи Армстронга в Новом Орлеане, поэтому идея возродить концерты на Неве пришлась всем по душе.

21 мая мы открываем семнадцатый сезон регулярных рейсов "Джазовых Пароходов". На теплоходе проекта "Москва" одновременно играют два коллектива. На верхней палубе работает диксиленд (традиционный новоорлеанский джаз), на нижней - музыканты играют мейнстрим (основное направление джаза сочетающее традиционную гармонию и мелодичную линию в импровизации). Обе палубы застеклены. На нижней палубе столики рассчитаны на 6 человек. На верхней палубе стулья заменены удобными диванчиками - по 4 человека за столом. В кормовой части верхней палубы есть открытая площадка, с которой можно любоваться вечерним городом, ощущая свежий ветер Невы. Внизу работает бар. В ассортименте напитки, бутерброды, салаты, блюда приготовленные на мангале.

Дети до 7 лет - бесплатно (без предоставления отдельного места).

Джазовые рейсы будут проходить со среды по субботу с 19-00 до 21-00, в воскресенье с 18-00 до 20-00. За два часа прогулки теплоход пройдет по Неве в центре города от Эрмитажа до Смольного собора, если позволит погода, то выйдет в залив, и вернётся назад к Эрмитажу. За это время гости увидят: Адмиралтейство, Зимний Дворец, Петропавловскую крепость, а также им откроется прекрасная перспектива города с залива.

Отправление от пристани "Зимняя канавка" у Эрмитажа (Дворцовая наб. 32).

«BLUES TIME». Блюзовые концерты на теплоходе


Мы продолжаем цикл регулярных блюзовых концертов "Blues time", которые будут проходить по пятницам и субботам с 21-30 до 23-30 на нижней палубе "Джазового парохода". В исполнении знакомых петербуржской публике коллективов "Black & White" О. Пономарёвой, «Forrest Gump», «Lamba Blues Band», «Mojoworkers» прозвучат известные блюзовые композиции.

Концерт состоит из 2-х отделений по 45 минут. В конце прогулки теплоход подойдет к причалу в 23-30, и те кто спешит, сможет успеть на метро. Также по городу работает ночная автобусная развозка от станций метро.

Верхняя палуба будет свободна от музыкантов, но и здесь будет слышна музыка. Также отсюда можно полюбоваться видами вечернего города. Обе палубы застеклены. На нижней палубе столики рассчитаны на 6 человек. На верхней – стулья заменены удобными диванчиками - по 4 человека за столиком. В кормовой части верхней палубы есть открытая площадка, с которой вы ощутите свежий ветер Невы. Внизу работает бар. В ассортименте напитки, бутерброды, салаты, из горячего – блюда приготовленные на мангале.

За два часа прогулки теплоход пройдет по Неве в центре города от Медного Всадника до Смольного собора и вернётся назад к Эрмитажу. За это время гости увидят: Адмиралтейство, Зимний Дворец, Петропавловскую крепость, Аврору, так что масса новых впечатлений и воспоминания о потрясающих видах вечернего Петербурга, открывающихся с борта парохода, останутся с вами надолго.

Отправление от пристани «Эрмитаж» (Напротив главного входа в Эрмитаж. Дворцовая наб. 38).


История возникновения Джазовых Пароходов


Пятьдесят лет назад в 1967 году президент джаз – клуба «Квадрат» Натан Лейтес предложил комсомольской организации, которая тогда опекала клуб, отметить активистов поездкой на теплоходе. Джаз на пароходах зародился еще во времена Луи Армстронга в Нью-Орлеане, поэтому для джазовой жизни города на Неве это было очень символично. С тех пор каждый год один раз за лето клуб организовывал «Джазовый пароход», на который могли попасть только члены клуба и музыканты. Рассказывает президент джаз – клуба «Квадрат» Натан Лейтес:

- Первый джазовый пароход организовали в 67-м году. Мы тогда с Комсомолом сотрудничали. Им нужно было активистов как-то отмечать - мы же тогда практически все бесплатно делали, - и они придумали такую форму: раз в год, в конце сезона покупали автобус, называли все это «По дорогам трудовой славы» и везли куда-нибудь в Ригу, Таллин. Однажды сижу я у себя на работе - я тогда в «ящике» работал, инженером, ко мне подходят и говорят: «Не хочешь в белые ночи на пароходе покататься?» Я говорю: «А что, такое есть?» Мне говорят: «Есть. Пароход такой есть. В двенадцать ночи уходит, в шесть утра приходит».

Я говорю: «Конечно, хочу. Где?» Так вот пароход и появился. Он уходил ночью в залив на шесть часов. Мы на нем могли ночной джем устроить. А ночные джемы тогда запрещали. Тогда вообще после одиннадцати ничего нельзя делать было. Кроме того, мы же знали, что во времена становления джаза многие музыканты играли на пароходах. Словом, пароход очень хотели сделать. Первый пароход назывался «ОМ». Во дворце культуры взяли напрокат пианино, подписали бумагу, что не будем ставить его около батареи, привезли сначала ко мне домой, потом на пароход.

- На пароходе тогда только члены клуба ездили?

- Да. Только члены клуба. Клуб большой был. Кроме музыкантов, человек 30 - 40 активистов-любителей, которые журналы выпускали, лекции проводили. А формально в клубе было человек 80 - 100. Пароход был раз в год, поэтому на него рвались жутко. Приходилось дружину организовывать клубную, чтобы с других бортов на него никто залезть не мог.Скандалы были. Вернемся обратно в шесть утра, люди, не наигравшиеся на пароходе, на пристань вылезут, и давай там играть. Тогда другие люди звонят в милицию, милиция приезжает, разливает парней водой из шланга. В общем, много забавного было...

До 1976 года джаз-клуб арендовал теплоход проекта «ОМ», который отходил от Тучкова моста и следовал в залив. Потом стали брать в аренду круизные теплоходы, ходившие на о. Валаам и Кижи. Теплоход удавалось взять во время перестоя между рейсами. Ходили вверх по Неве до Петрокрепости.

С конца 80 – начала 90 годов джазовые рейсы переместились на теплоход проекта «Москва», на которых в то время были установлены привинченные к полу кресла и столики (как в поездах) с узким проходом между ними. Это было очень неудобно. На передней площадке, где располагались музыканты, эти кресла приходилось отвинчивать и снимать.

Сейчас это уже трудно представить, так как палубы переоборудованы под салон кафе, на окнах установлены стеклопакеты. Теперь два часа «невского» джаза доступны абсолютно всем. Да и стоимость билета сравнительно невысока за двухчасовую музыкальную прогулку по Неве в центре города с выходом в Финский залив. Любители диксиленда занимают места на верхней палубе. Для тех, кого интересует музыка посложнее и современнее, выбирают столики на первом «этаже». Здесь же, внизу, находится бар.

Джаз в Новом Орлеане

Каким образом появилась музыка на речных пароходах? Дело в том, что в начале 20 века на пароходах в Нью-Орлеане обычно всегда было много негров, бродяг, рабочих и прочего простого люда. Как правило, почти половина из этого разношёрстного сброда играла на гитарах, а все остальные пели. Когда эти пароходы отплывали в свой очередной рейс по реке, простой народ находился на нижней палубе, а белые пассажиры, игроки и прочая знать - на верхней. Но как только люди с верхней палубы слышали игру и пение негров, они тут же сходили вниз, так им было интересно. И именно это дало Стрекфусу, владельцу судоходной компании хорошую идею держать на пароходах оркестры. Пароходный бизнес находился тогда в руках братьев Роя, Джозефа, Джона и Верна Стрекфусов. Из-за конкуренции с железными дорогами конъюнктура рынка всё ухудшалась и Стрекфусы приняли решение превратить часть своих пароходов в прогулочные суда.

Эти пароходные концерты начались ещё в 1900-х годах на таких судак как "J. S." и "Bald Eagle", а к 1916-17 годам почти на всех пароходах уже была музыка. Одним из наиболее интересных событий в Нью-Орлеане было выступление Фэйта Маребла, которое начиналось ежедневно в семь часов вечера на пароходной пристани, чтобы люди узнавали, что пароходы отправляются на экскурсии. Однажды Фэйт услышал игру молодого Луи Армстронга и пригласил его в свой оркестр. Работа в пароходном оркестре стала для Армстронга незаменимой школой. Играя каждый день практически без выходных, он набрал прекрасную форму. Поскольку ему всё время приходилось иметь дело с нотами, он научился прилично читать с листа. Вспоминает Затти Синглтон: "Когда какой-либо музыкант получал работу на пароходе у Фэйта Маребла, у нас в Новом Орлеане обычно говорили: "О, этот парень пошёл в консерваторию", потому что сам Фэйт был прекрасным музыкантом, а люди, работавшие с ним, должны были играть действительно хорошо. ...Наиболее интересным событием не пароходах была ночь в Понедельник, когда там устраивались танцы для негров. Кроме этого, каждую ночь разъезжали вверх и вниз по реке в течение некоторого времени, а потом возвращались назад. Они были ярко освещены, и с них неслась громкая музыка."

В 2003 году Юрию Моисееву, перкуссионисту ансамбля Давида Голощекина, удалось побывать в Новом Орлеане, вот что он рассказал:

- Это большой город, который, как и другие города, делится на одноэтажную Америку и деловые центры. Уже прилетая в аэропорт, носящий имя легендарного джазмена Луи Армстронга, вы видите огромное панно со всеми музыкантами, которые играли и родились в Новом Орлеане. И это уже настраивает на музыкальную историю этого города.

До центра города нужно ехать около часа вдоль одноэтажных построек на болотистых местах, не представляющих особого интереса, но оказываясь на границе up town и down town вы попадаете во Французский квартал с массой увеселительных заведений, где находится легендарный Презервейшн Джаз Холл. С улицы Дикейтор вы попадаете на набережную около собора Сент-Луис, Джаксон сквер, где постоянно на улицах играют различные музыканты в разных составах, и в одном месте я видел пожилую даму, которая играла на клавишных прекрасные блюзы. В общем-то, вся жизнь музыкальная проходит в этом Французском квартале.

На набережной, куда причаливают три теплохода Natchez, Cajun Queen и Creole Queen всегда очереди из желающих попасть на джазовые прогулки по Миссисипи. Прогулка длиться два часа и стоит это порядка 25 – 30 долларов. Если вы берете билет с обедом, то это стоит уже 70 – 80 долларов. Пока люди стоят в очереди они могут слушать музыку, так как на верхней палубе парохода установлен старинный паровой орган, на котором полная негритянка исполняет различные мелодии. Выглядит это эффектно, так как при нажатии клавиши из определенной трубки вместе со звуком бьет фонтан пара. После посадки пароход отчаливает, идет вниз по реке, потом разворачивается и возвращается назад к месту посадки. Миссисипи довольно широкая река, гораздо шире Невы, вода очень мутная, и особенных достопримечательностей по берегам за чертой города нет.